Главная /
Статьи / Канатные дороги в Швейцарских Альпах
Идея использовать канатную тягу для подъема грузов зародилась задолго до нашей эры. В 1834 году немецкий инженер Альберт изобрел металлический канат - из переплетенных друг с другом стальных проволок. Однако понадобилось еще три десятилетия, прежде чем на севере Швейцарии возле Шаффхаузена, появилась первая проволочная канатная дорога для перевозки пассажиров. Ее значением было доставлять туристов к смотровой площадке, откуда можно любоваться видом знаменитого местного водопада.
И все же самые знаменитые горные дороги (такие, как зубчатая железная дорога от берега Фирвальдштетского озера на гору Пилатус, преодолевающая местами рекордную крутизну в 480 промилле), равно как и, наверное, самая разветвленная и совершенная система канатных дорог, находятся в Швейцарии. Испокон веков швейцарские Альпы были настоящим камнем преткновения на пути торговцев и завоевателей. Переходы армий Ганнибала и Суворова через Альпы навсегда вошли в историю как исключительные высокогорные военные авантюры. Первым, кто решил усовершенствовать транспортное сообщение через Швейцарию, был Наполеон Бонапарт: его строительные батальоны прокладывали дорогу от деревни Симплон до итальянской границы.
Что же до самих швейцарцев, обитателей высокогорных районов, то в течение многих столетий их жизненный уклад формировался под знаком полной или почти полной изоляции. Это отразилось и в бесчисленном разнообразии диалектов швейцарского немецкого: подчас даже жители соседних долин понимают друг друга с трудом. Дороги, прокладывавшиеся в горах, были сугубо местного значения - скорее тропы, чем дороги. Условия высокогорья подсказывали порой и другие, экзотические для нас способы передвижения. Например, для транспортировки грузов нередко использовались сани - обычные и бобслейные. Они могли катиться вниз без сопровождающего по накатанному желобу много километров.
Спрос на передвижение в горах вызвал к жизни и инженерное предложение. Почти одновременно появились поезда на зубчатой передаче, первые канатные подъемники и фуникулеры - едущие по рельсам вагоны, приводимые в движение канатом, который проходит на верхней и нижней станциях через приводные барабаны. Чтобы помочь вагону, который едет вверх, преодолевать высоту, следующий в противоположном направлении вагон еще в недавние времена нагружали огромными цистернами с водой. Сейчас фактически повсюду фуникулеры электрифицированы. Как правило, на фуникулерных дорогах два пути, по которым вверх и вниз курсируют два вагона. Но существуют и фуникулеры с поездами, едущими лишь в одном направлении. В этом случае канат просто наматывается на барабан.
И все же, пожалуй, главное чудо швейцарского высокогорного транспорта -это безрельсовые подъемники. Сколь бы устрашающей ни казалась перспектива поездки по канатной дороге, когда глядишь на нее снизу, из долины, в самом подъемнике чувствуешь себя очень уверенно, поначалу удивляясь именно этой своей уверенности. По поводу одного из первых таких сооружений газеты писали в свое время: "подъем происходит мягко и плавно, как если бы тебя уносил вверх воздушный шар. Открывается великолепный вид на долину, ледник и горы, а на верхней станции, на высоте 1667 метров, перед изумленным взором разворачивается восхитительная панорама. Что же касается безопасности этого средства передвижения, то здесь все обстоит более чем надежно. Другая разновидность гондольных подъемников - это подъемники кресельные, скамейка, на которой едешь над пропастью, не огороженный ничем, кроме металлической перекладины - ее при посадке нужно самому опустить перед собой на уровень пояса. Кстати, тот, кто впервые садится на кресельный подъемник, подчас даже не подозревает о наличии этого "ремня безопасности" и проводит несколько томительных минут над отвесным склоном, вцепившись в ручки сиденья и опасаясь, что его вот-вот стряхнет в пропасть от какого-нибудь толчка. Впрочем, в Америке тридцатых годов, где появились первые кресельные подъемники, пассажир не мог бы ухватиться даже за подлокотники - на сиденьях не было даже этих страховочных средств. Тем не менее в штате Айдахо такие подъемники функционировали вплоть до 1950 года. А в Европе первая скамейка на канате поплыла в гору в 1945 году на швейцарском курорте Флимс.
|